Версия для слабовидящих
Ребята и педагоги из группы "Рябинка" приняли активное участие в праздновании Международного дня пожилого человека.
Чтоб здоровье сохранить, организм свой укрепить, знает вся моя семья, должен спортом заниматься я!!!
Осень правит балом желтолистным, в ритме вальса собран рюкзачок. И опять в "Гагаринский" спешат туристы — определить по карте свой маршрут.
Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет "само собой", "когда-нибудь он научится говорить"? Ответы на эти вопросы мы постарались осветить в данной статье.
Осень... Для кого-то это "унылая пора", а для меня и детей группы "Непоседы" это красивое, яркое, загадочное, богатое на урожай и события, время года. Поэтому над реализацией проекта "Осень в гости к нам пришла!" работать было одно удовольствие!!!
Кросс — это самый трудный бег, Такая проба сил, Где сразу виден человек: Могуч он или хил.

Учитель - логопед советует

  пн., 30.09.2019

Этапы речевого развития ребенка

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый малыш может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми.

Почему у ребенка возникло нарушение речи?

Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение речи в вашем случае, определит точно только педиатр, психиатр, логопед, невропатолог, а также ортодонт и отоларинголог. Готовясь к консультации со специалистами, вы сами можете предположить причину дефекта речи вашего ребёнка.    

Осложнённой считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных фактов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесённые будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение»  (не стоит считать его безвредным для ребёнка),  затяжные роды,  асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и  т. п.

Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие  ребенка задерживается. Он начинает говорить  после двух-трёх лет. Если же речевое развитие происходит в срок, то эти причины не способствуют достаточной подвижности языка для чистого звукопроизношения (речь смазана).

Задача родителей - вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку.

Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните - он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.

Речевые проблемы - реальность времени.

Нужно насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова ("ба", "да" и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нужно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов.

Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка.

Примерный возраст

Умения ребенка

4 месяца

Произносит гласные звуки, близкие к   "а", "ы", "у", возможно с сочетанием с согласным "г" (гулит).

8 месяцев

Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное.

10 месяцев

Произносит серии одинаковых слогов: "дядядя", "бабаба", "мамама" (лепечет).

1 год 2 месяца

Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: "ба", "дя" и т.п. Реагирует на свое имя.

1 год 6 месяцев

"Говорит на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие "папа", "мама", "деда", "баба" и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: "папа", "мама", "на", "да", "дай" и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.

1 год 8 месяцев

Активно произносит двухсложные слова: "тетя", "кися" и т.п. Стремительно растет словарный запас.

1 год 10 месяцев

Произносит двухсложные слова и два слога их трехсложных слов ("синя" - машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.

2 года -
2 года 2 месяца

Говорит словосочетания: "мама Лена". Строит предложения из двух слов: "мама, дай", "баба, ди (иди)". Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: "положи мяч стол". Использует дательный падеж для обозначения лица: "дай Вове", обозначает направление, опуская предлог: "иди маме". Использует творительный падеж в значении орудийности действия: "бить молотком", предложный падеж со значением места: "лежит сумке".

2 года 2 месяца -
2 года 6 месяцев

Произносит простые предложения из трех - четырех слов. Сложносочиненные предложения: "это мой большой мишка". Начинает употреблять в речи предлоги.

3 года

Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый "кризис трех лет". Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учится управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей - проявить терпение и понимание.

4 года

В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно -ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.

5 лет

В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.

6 лет

Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Речевые игры для развития речи детей дошкольного возраста 

Такие игры не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только Ваше желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному.

Какой?
Для обогащения речи именами прилагательными.

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.

Что могут делать…?
Игра для увеличения запаса глаголов.

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать….
Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Слова наоборот
Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл –потерял.

Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад,  далеко и т. д. 

Слова-товарищи
Эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.

Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

Один – много (можно играть с мячом)
Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: нога — ноги, окно — окна.

Назови ласково  (также можно играть с мячом)
Например: стол — столик, палец – пальчик и т.д.

Потому что…
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.

Объясни.
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна?

Кем (чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.

Таким образом, для того, чтобы ваш ребёнок научился логично и связно излагать свои мысли чаще играйте с ним в речевые игры. Обогащайте словарь ребёнка, описывайте предметы, явления, людей, природу и пр.

Желаю вам успехов!

Информацию подготовила: учитель - логопед Сабитова Оксана Витальевна 

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 149 города Тюмени
625055, г. Тюмень, ул. Пражская, 42
Телефон: 8 (3452) 459-484
Эл. почта: ds.1492010@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: